
Эпилепсия
- 18.07.2019
- Комментариев: 0
За окном 21 век, но эпилепсия остаётся одним из самых загадочных заболеваний. Распространённость эпилепсии в мире достаточно высока и в разных странах колеблется от 10 до 200 на 100 000 населения. В некоторых источниках приводятся данные, что в ближайшее время по количеству больных эпилепсия может выйти на 3 место в мире.
Заболевание это известно с давних времён, столько, сколько существует человечество. И откуда оно берётся и куда может иногда бесследно исчезнуть ( а такое тоже бывает), достоверно сказать медицинская наука не может по сей день.
Нейроны головного мозга формируют ряд мозговых структур, по которым постоянно циркулирует электрический импульс. Головной мозг – очень сложная саморегулирующаяся уравновешанная система. Электрический импульс образующийся в нейронах, передаётся другим нервным клеткам, но в то же время в нервной ткани присутствуют и тормозные медиаторы, предохраняющие её от перевозбуждения и ограничивающие распространение этого возбуждения.
Считается, что эпилептические приступы возникают при нарушении нормального прохождения импульса. В определённом участке головного мозга накапливается электрический заряд, как вода перед плотиной, и когда его величина становится критичной, происходит своеобразная разрядка, которую можно сравнить со вспышкой молнии. Происходит неконтролируемое возбуждение нейронов этого участка и в организме развивается кратковременная симптоматика, за которую отвечает этот участок головного мозга; а если «вспышка» достаточно сильна, то возбуждение охватывает весь головной мозг, тогда человек теряет сознание.
Проявляется эпилепсия периодическими спонтанными, ничем не провоцируемыми стереотипными (т.е. похожими) приступами. Известные всем припадки с отключением сознания, падением и последующими судорогами во всём теле – далеко не единственное проявление этого заболевания. Эпилептическими могут оказаться любые повторяющиеся как «под копирку» состояния. Это могут быть кратковременные ощущения ползания мурашек в определённой части тела, ощущения изменения её размеров, формы, звуковые, зрительные, обонятельные галлюцинации, какие-то стереотипные движения или наоборот замирания.
У маленьких детей эпиприступы могут «замаскироваться» под колики, двигательное беспокойство. Отличительная особенность приступов эпилептогенного характера – их небольшая продолжительность, от нескольких секунд до 1-1,5 мин. Наиболее продолжительными бывают генерализованные судорожные припадки. Это обусловлено тем, что возбуждением охвачен весь головной мозг.
Часто бывает так, что сам припадок заканчивается, а больной не приходит в себя, более того, погружается в тяжёлый глубокий сон и разбудить его невозможно на протяжении иногда нескольких часов. Такой сон – защитная реакция нервной системы, ведь на припадок организм расходует огромное количество энергии. Сам эпиприпадок не может представлять угрозу жизни, потому что это обратимое состояние. Даже при генерализованных судорожных приступах остановка дыхания происходит на период около минуты, что само по себе не может вызвать гибели больного, а после окончания судорог дыхание восстанавливается рефлекторно.
Угрозу жизни представляют вероятные травмы во время падения при отключенном сознании и возможное западение языка, при котором дыхание не может восстановиться. Поэтому, если вдруг вы стали свидетелями судорожного припадка, ваша помощь такому больному может состоять в оттаскивании его от травмирующих предметов (а лучше предметов от него) и по возможности поворота его или головы на бок. Выбивать зубы, чтобы разжать стиснутые судорогой челюсти – бессмысленно. Если язык прикушен, то вы уже ничего не измените, а вот если оставите человека без пары зубов или же он вам прокусит палец – это не лучший вариант.
Если судороги достаточно сильные, безопаснее будет не пытаться удерживать больного – вы можете сами получить увечье, т.к. во время судорожного приступа человек находится в бессознательном состоянии, все его действия происходят автоматически. Можно дождаться, когда судороги закончатся и потом повернуть человека на бок. После припадка все мышцы расслабляются, и языка тоже, поэтому в положении «на боку» язык под действием силы тяжести вытягивается и западания его точно не будет. Крайне опасны повторяющиеся припадки через небольшой промежуток времени. Особенно, если этот временной промежуток уменьшается и к человеку не успевает вернуться сознание. Это уже эпистатус, вывести из этого состояния может только реанимация, в противном случае человека ждёт рефлекторная остановка сердца от гипоксии.
Так откуда же берётся и почему развивается эпилепсия?
Наиболее распространена симптоматическая эпилепсия, когда заболевание может возникнуть на фоне структурных изменений тканей головного мозга, что бывает после травм, инсультов, оперативных вмешательств, инфекционных заболеваний головного мозга, при опухолях, дистрофических изменениях нервной ткани. Ради справедливости стоит отметить, что у огромного количества людей, имеющих структурные изменения головного мозга после операций, травм, инсультов и т.п. никакой эпилепсии нет и в помине.
Поэтому официальная версия медицины, что причина симптоматической эпилепсии – нарушение проведения в нейронах в результате замещения здоровой невральной ткани соединительно-тканной, которая не проводит нервные импульсы, немножечко неубедительна, по крайней мере для меня. Почему у других людей есть грубые структурные изменения головного мозга, огромные опухоли, очаги глиоза, а эпилепсии нет?
Намного сложнее объяснить научно причину так называемой идиопатической эпилепсии, когда приступы есть, а с мозгами на МРТ всё в порядке. Учёные объясняют причину такой эпилепсии в морфологических и биохимических изменениях нервных клеток, невидимых и неулавливаемых человеческим глазом. Считается, что эти изменения являются генетически обусловленными или же возникают в результате воздействия на головной мозг к-л токсических веществ в период внутриутробного развития или гипоксии. Т. е. формируется неполноценная невральная ткань, которая может ненормально отреагировать и дать эпиприпадок в условиях, которые являются совершенно нормальными для здоровой неповреждённой ткани. Неспроста ведь у людей с идиопатической эпилепсией очень часто в анамнезе бывают судороги при повышенной температуре,т.н. фебрильные судороги. Сейчас уже разработаны современные методы контрастирования таких патологических участков мозга. Но они тоже выявляются не у всех больных с клиническими проявлениями эпилепсии.
Много различных форм эпилепсии у детей. Они имеют очень часто более «злокачественное», агрессивное течение, но наверное не имеет смысла вдаваться в нозологические подробности.
Эпилепсию вполне можно отнести к заболеванию, которому «все возрасты покорны», но наиболее уязвим детский и подростковый возраст до 17-18 лет и пожилой после 60 лет. А вот здесь уже есть повод задуматься, почему эпилепсия посещает чаще всего людей этого возраста? Не потому ли, что это самые уязвимые периоды жизни? И в энергетическом плане тоже. Дети они и есть дети. Люди же пожилые, как правило энергетически слабы из-за «прожитой жизни», они растратили себя на заботы, на проблемы и пришли к этому возрасту с «целым букетом» болезненных состояний, которые не добавляют сил, а отнимают последние.
Медицина не может гарантировать 100% избавление от недуга. После постановки диагноза «эпилепсия» диагноз этот не снимается и остаётся с человеком пожизненно. Неврология предлагает эпилептику лечение его болезни, но оно будет в большинстве случаев также пожизненным. Человеку подбираются, исходя из формы эпилепсии, характера припадков, переносимости и эффективности лекарственные препараты, которые надо принимать регулярно, не пропуская приёмы, иначе концентрация препарата в крови снижается и возникает риск развития приступа.
Цель такого лечения – добиться урежения или облегчения приступов, а в идеале их полного отсутствия. Выбор современных противоэпилептических препаратов достаточно широк, фармацевтика интенсивно развивается в этом направлении, но, к сожалению, как и все лекарства, они не лишены пагубного воздействия на организм. К тому же, у любого искусственно синтезированного вещества всегда есть так называемое отсроченное действие, которое может проявиться только через много лет использования. И при кажущейся хорошей переносимости и эффективности современных препаратов всегда остаётся неизвестным тот эффект, который они окажут через много лет приёма.
Если удаётся достигнуть многолетнего отсутствия припадков, формулировка диагноза будет звучать как «эпилепсия, ремиссия с такого-то года» или «эпилепсия по анамнезу». Даже после достижения стойкой ремиссии (т.е. отсутствия припадков на протяжении 3-5 лет и более) далеко не всем больным может быть рекомендована попытка отмены препарата.
При отсутствии эффекта от лекарственной терапии возможны другие методы лечения. Возможно вшивание под кожу вагостимулятора. Этот приборчик настраивается на определённую частоту и автоматически включается при приближении приступа. Его эффект основан на стимулировании тормозных структур головного мозга, которые подавляют начинающийся приступ. Если эпиприпадок всегда начинается в одном и том же участке головного мозга, современная нейрохирургия предлагает удаление этого участка мозга. Есть гамма-нож, кибер-нож, которые позволяют сделать это неинвазивно, т.е. без вскрытия полости черепа. Наиболее эффективен этот метод при эпилепсии, обусловленной опухолями головного мозга. Самые современные нейрохирургические методики практикуются в специализированных клиниках за рубежом.
Но всё-таки самым распространённым и доступным остаётся метод лекарственной терапии противоэпилептическими препаратами.
Надо ли лечить эпилепсию?
Однозначно – да! Каждый судорожный эпиприпадок с отключением сознания и падением представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни. Если же приступы протекают без отключения сознания, то всегда есть риск генерализации процесса и распространения его на весь головной мозг, а там и до эпистатуса недалеко. Нервные клетки головного мозга человека, больного эпилепсией, постоянно находятся в возбуждённом состоянии из-за того, что тормозные процессы не срабатывают. Это можно в ряде случаев зафиксировать на энцефалограмме. А постоянно взбудораженный головной мозг не отдыхает полноценно, а значит не может восстановиться. Поэтому плохой сон, раздражительность, снижение памяти, концентрации внимания – постоянные спутники больного этим заболеванием.
У эпилептических приступов есть ещё одна опасность. При каждом генерализованном припадке происходит массовая гибель нервных клеток головного мозга от перевозбуждения, они просто, образно говоря, сгорают. И хотя современной наукой доказано, что нервные клетки восстанавливаются, происходит это крайне медленно и до следующего припадка восстановление не успевает произойти. Так с каждым эпиприступом гибнут миллионы клеток серого вещества больших полушарий… Через несколько лет регулярных припадков интеллект у такого человека необратимо погибает вместе с погибшими нейронами.
Поэтому лечить эпилепсию, конечно, нужно. Чем раньше, тем больше шансов поставить приступы под контроль. Эффективность от лечения с каждым годом от начала заболевания падает, как и с каждым последующим назначенным препаратом. И обращаться нужно, конечно, к специалисту – эпилептологу. Обычные неврологи, а психиатры и подавно, на амбулаторном приёме в поликлинике, как правило, не знают нюансов в подборе препаратов и очень часто больной просто теряет драгоценное Время.
Ведь если бы нужный препарат, который, наконец назначил эпилептолог, был бы не третьим в списке, а первым, эффективность его была бы в разы выше. Кстати, если нет эффекта после назначения третьего по очереди препарата и припадки продолжаются, эпилепсия считается фармакорезистентной, т.е. не поддающейся терапии. И нужно рассматривать другие методы лечения.
А вот после того, как достигнута мало-мальская ремиссия и остановился процесс необратимой гибели мозга, можно и задуматься о причинах заболевания. О том, например, что просто так клетки головного мозга не будут «так себя вести». Природой эпилепсия не предусмотрена, это ненормально! Почему у одного после инсульта развивается эпилепсия, а у другого такого же возраста и с такими же глиозными изменениями в головном мозге таковой не отмечается? Скорее всего лечащий врач ответит первому больному, что ему «меньше повезло» и «так уж случилось».
Случайностей не бывает однако! Для этого есть причина. И если заболевший человек задумается о том, почему это случилось именно с ним, захочет глубже рассмотреть этот вопрос, «докопаться» до первопричины и устранить её – ему к ведающему человеку или опытному целителю, который занимается эпилепсией. Они смогут определить, почему вас терзает этот недуг (иногда причина бывает на поверхности), но никак не МРТ, генетический анализ и энцефалограмма. Все эти методы констатируют изменения, которые уже возникли в головном мозге под воздействием этой самой причины и проявились эпилепсией.
Напоследок хочется сказать, что постановка диагноза «эпилепсии» в неврологии очень сложный процесс. Дело ещё в том, что эпиприступы могут быть спровоцированы алкоголем, похмельем, какими-то возбуждающими, токсическими веществами, галлюциногенами, воздействием определённых электромагнитных частот; они могут быть однократно у раковых больных (результат воздействия химиотерапии или токсинов своего организма), хотя никаких опухолей в головном мозге у них нет. И они один-в-один копируют настоящие эпиприпадки. Но это не эпилепсия. Если без провокации, т.е. воздействия этого самого алкоголя, галлюциногенов и т.д. приступов нет – это спровоцированный судорожный припадок. Но никак не эпилепсия.
Соответственно устанавливать диагноз такому человеку нельзя и лечить его от мнимой эпилепсии не нужно. Официально считается, что каждый из нас имеет право на спровоцированный эпиприпадок пару раз в своей жизни. Главное не «умудриться» перевести такие припадки в регулярные. В этом случае с IQ имеет смысл попрощаться сразу, потому что при спровоцированных припадках, в особенности вызванных алкоголем, противосудорожная терапия неэффективна.